Карпушина Лариса Юрьевна - старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 91 «Кроха» г.Н.Новгорода
Адаптация в детском садуАДАПТАЦИЯ В ДЕТСКОМ САДУ 1. Значение адаптации для здоровья ребенка Ребенок, переходящий в новые условия жизни в ДУ, переживает стрессовое состояние; у него появляется торможение, возникают ориентировочные реакции (можно, нельзя), напряженное состояние, ребенок попадает под целый комплекс воздействий. Возникает синдром адаптации, т.е. скопление неизвестных воздействий, что вызывает у него страх, отрицательные эмоции. А сочетание отрицательных эмоций рассматривается в медицине как заболевание. Именно в том, как организм ребенка выдержит приспособление к окружающей среде, и заключается значение адаптации для его дальнейшего здоровья и самочувствия в новых условиях. В подобной ситуации оказываются дети, впервые переступившие порог детского сада. Из привычного мира семьи они попадают в совершенно новые условия многоликой детской среды. Поэтому вполне понятно, почему малыши с первых дней посещения плачут, тяжело переживают разлуку с мамой. Возможно, что через 3-4 дня после начала посещения детского сада они могут заболеть. Многочисленные исследования отечественных и зарубежных педагогов и психологов убедительно доказали, что привыкание ребенка к новым для него условиям ДУ, так называемый период адаптации. В основном зависят от того, как взрослые в семье смогли подготовить малыша к этому ответственному периоду его жизни. В первый день пребывания в абсолютно новом окружении малышом владеют два чувства: любопытство и страх. Первое время в д\с самое тяжелое. Ребенку надо одновременно привыкать и к разлуке с главными для него людьми, и к жизни в постоянном окружении сверстников и к новым правилам. Стойкий отрицательный эмоциональный настрой, отчаяние и обида на протяжении нескольких часов в день настолько доминируют, что ребенок забывает о еде и сне. Как снять эту стихийно складывающуюся стрессовую ситуацию и помочь ребенку? Для этого потребуются усилия всех взрослых. Надо иметь в виду, что плач в начальный период не всегда является выражением страха перед разлукой. Часто это скорее признак «порогового страха», некоторой неуверенности перед новой группой. В таком случае ребенок быстро успокаивается. Ребенок в период адаптации - живая модель стрессового состояния. Стресс - это реакция на борьбу с трудностями, норма перехода от одних условий к другим. 2. Особенности адаптационного периода. 1-я особенность: ребенок в период адаптации находится в состоянии динамического стереотипа. В период адаптации эта система меняется. а ведь на выработку условных рефлексов уходит много нервной энергии, любой стереотип у ребенка трудно выработать. Происходит ломка старых стереотипов и формирование новых в конце адаптации. 2-я особенность: стрессовое напряжение в период адаптации связано с изменениями гормональной системы организма. На кору головного мозга действуют отрицательные эмоции, и организм на это реагирует системой защиты: надпочечники выбрасывают в кровяное русло «гормон борьбы», в результате чего сосуды сужаются, сердце работает неровно, ребенок напряжен. В этот период разные дети в зависимости от биологического темперамента ведут себя по-разному: кто бурно плачет, становится агрессивным, а кто сжимается и сильно страдает («хищники» и «кролики»). Наша задача в ДУ- облегчить стрессовую ситуацию, научиться правильно воздействовать, искать способы облегчения адаптации. 3-я особенность: в период адаптации иммунная система организма, его защитные силы ослабевают. И чаще всего, пребывая в ДУ, на 5-6 сутки ребенок заболевает. 3. Этапы адаптационного периода. 1 этап - подготовительный. Его следует начинать за 1-2 месяца до приема ребенка в детский сад. Задача этого этапа - сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям. 2 этап - основной Главная задача данного этапа - создание положительного образа воспитателя. 3 этап - заключительный Ребенок начинает посещать д\с по 3-4 часа в день. Затем ребенка оставляют на сон. Следует помнить, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуются настроение, самочувствие малыша, аппетит, в последнюю очередь - сон. 4. Меры, облегчающие адаптацию. 1. Воспитатели просят разрешение побывать у ребенка дома (патронаж), знакомятся с родителями и другими членами семьи, самим ребенком, узнают следующую информацию - какие привычки сложились дома в процессе еды, засыпания, пользования туалетом - как называют ребенка дома - чем больше всего любит заниматься ребенок - какие особенности в поведении радуют, а а какие настораживают родителей 2. Во время визита воспитателя к ребенку домой родителям даются педагогические рекомендации по адаптации ребенка к новым условиям жизни в ДУ. Тогда ребенок придет в детский сад более подготовленным. Для того. Чтобы ребенок до прихода в детский сад составил о нем представление и шел туда как уже в знакомое место, воспитатели готовят альбом о жизни ДУ. 3. Когда наступает волнующий момент и ребенок приходит в детский сад, знакомый воспитатель радостно встречает его, берет на руки и говорите «наконец-то ты пришел. Мы так тебя ждем». 4. Принимать в группу нужно по 2 ребенка в неделю и заполнить группу в течение 2-3 месяцев. 5. Необходимо обеспечит стабильность состава воспитателей на период приема и на весь период пребывания детей в детском саду. В период адаптации и после него категорически запрещаются переводы детей из группы в группу. 6. Важным условием для успешной адаптации является питание: разнообразное меню, прекрасные вкусовые качества блюд и , главное, их красивое оформление . 7. На период адаптации необходим щадящий режим: детям позволяют подольше поспать, пораньше лечь, воспитатели стараются быстрее одеть ребенка на прогулку и раздеть после нее. 8. В группе следует стремиться создать условия, приближенные к домашним. Особенно важны тепло, уют, наличие удобного шкафчика для одежды, и т.д., мягкие коврики на полу, тихое звучание музыки...
19 января 2017 в 11:23
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.