Карпушина Лариса Юрьевна - старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 91 «Кроха» г.Н.Новгорода

Адаптация в детском саду

                   АДАПТАЦИЯ В ДЕТСКОМ САДУ                         

1. Значение адаптации для здоровья ребенка

Ребенок, переходящий в новые условия жизни в ДУ, переживает стрессовое состояние; у него появляется торможение, возникают ориентировочные реакции (можно, нельзя), напряженное состояние, ребенок попадает под целый комплекс воздействий. Возникает синдром адаптации, т.е. скопление неизвестных воздействий, что вызывает у него страх, отрицательные эмоции. А сочетание отрицательных эмоций рассматривается в медицине как заболевание. Именно в том, как организм ребенка выдержит приспособление к окружающей среде, и заключается значение адаптации для его дальнейшего здоровья и самочувствия в новых условиях.

В подобной ситуации оказываются дети, впервые переступившие порог детского сада. Из привычного мира семьи они попадают в совершенно новые условия многоликой детской среды. Поэтому вполне понятно, почему малыши с первых дней посещения плачут, тяжело переживают разлуку с мамой. Возможно, что через 3-4 дня после начала посещения детского сада они могут заболеть. Многочисленные исследования отечественных и зарубежных педагогов и психологов убедительно доказали, что привыкание ребенка к новым для него условиям ДУ, так называемый период адаптации. В основном зависят от того, как взрослые в семье смогли подготовить малыша к этому ответственному периоду его жизни.

В первый день пребывания в абсолютно новом окружении малышом владеют два чувства: любопытство и страх. Первое время в д\с самое тяжелое. Ребенку надо одновременно привыкать и к разлуке с главными для него людьми, и к жизни в постоянном окружении сверстников и к новым правилам.

Стойкий отрицательный эмоциональный настрой, отчаяние и обида на протяжении нескольких часов в день настолько доминируют, что ребенок забывает о еде и сне.

Как снять эту стихийно складывающуюся стрессовую ситуацию и помочь ребенку? Для этого потребуются усилия всех взрослых.

Надо иметь в виду, что плач в начальный период не всегда является выражением страха перед разлукой. Часто это скорее признак «порогового страха», некоторой неуверенности перед новой группой. В таком случае ребенок быстро успокаивается.

Ребенок в период адаптации - живая модель стрессового состояния. Стресс - это реакция на борьбу с трудностями, норма перехода от одних условий к другим.

2. Особенности адаптационного периода.

1-я особенность: ребенок в период адаптации находится в состоянии динамического стереотипа. В период адаптации эта система меняется. а ведь на выработку условных рефлексов уходит много нервной энергии, любой стереотип у ребенка трудно выработать. Происходит ломка старых стереотипов и формирование новых в конце адаптации.

2-я особенность: стрессовое напряжение в период адаптации связано с изменениями гормональной системы организма. На кору головного мозга действуют отрицательные эмоции, и организм на это реагирует системой защиты: надпочечники выбрасывают в кровяное русло «гормон борьбы», в результате чего сосуды сужаются, сердце работает неровно, ребенок напряжен. В этот период разные дети в зависимости от биологического темперамента ведут себя по-разному: кто бурно плачет, становится агрессивным, а кто сжимается и сильно страдает («хищники» и «кролики»). Наша задача в ДУ- облегчить стрессовую ситуацию, научиться правильно воздействовать, искать способы облегчения адаптации.

3-я особенность: в период адаптации иммунная система организма, его защитные силы ослабевают. И чаще всего, пребывая в ДУ, на 5-6 сутки ребенок заболевает.

3. Этапы адаптационного периода.

1 этап - подготовительный.

Его следует начинать за 1-2 месяца до приема ребенка в детский сад. Задача этого этапа - сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям.

2  этап - основной

Главная задача данного этапа - создание положительного образа воспитателя.

3 этап - заключительный

Ребенок начинает посещать д\с по 3-4 часа в день. Затем ребенка оставляют на сон.

Следует помнить, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуются настроение, самочувствие малыша, аппетит, в последнюю очередь - сон.

4. Меры, облегчающие адаптацию.

1. Воспитатели просят разрешение побывать у ребенка дома (патронаж), знакомятся с родителями и другими членами семьи, самим ребенком, узнают следующую информацию

- какие привычки сложились дома в процессе еды, засыпания, пользования туалетом

- как называют ребенка дома

- чем больше всего любит заниматься ребенок

- какие особенности в поведении радуют, а а какие настораживают родителей

2.  Во время визита воспитателя к ребенку домой родителям даются педагогические рекомендации по адаптации ребенка к новым условиям жизни в ДУ. Тогда ребенок придет в детский сад более подготовленным.

Для того. Чтобы ребенок до прихода в детский сад составил о нем представление и шел туда как уже в знакомое место, воспитатели готовят альбом о жизни ДУ.

3.  Когда наступает волнующий момент и ребенок приходит в детский сад, знакомый воспитатель радостно встречает его, берет на руки и говорите «наконец-то ты пришел. Мы так тебя ждем».

4.  Принимать в группу нужно по 2 ребенка в неделю и заполнить группу в течение 2-3 месяцев.

5.  Необходимо обеспечит стабильность состава воспитателей на период приема и на весь период пребывания детей в детском саду. В период адаптации и после него категорически запрещаются переводы детей из группы в группу.

6.  Важным условием для успешной адаптации является питание: разнообразное меню, прекрасные вкусовые качества блюд и , главное, их красивое оформление .

7.  На период адаптации необходим щадящий режим: детям позволяют подольше поспать, пораньше лечь, воспитатели стараются быстрее одеть ребенка на прогулку и раздеть после нее.

8.  В группе следует стремиться создать условия, приближенные к домашним. Особенно важны тепло, уют, наличие удобного шкафчика для одежды, и т.д., мягкие коврики на полу, тихое звучание музыки...

5. Факторы, влияющие на адаптацию

1.  Состояние здоровья и уровень развития ребенка.

2.  Возраст малыша. Труднее всего переносят разлуку с близкими взрослыми и изменение условий жизни дети до полутора лет.

3.  Биологические и социальные факторы.

4.  Уровень тренированности адаптационных возможностей.

5. Исход адаптации

Адаптационный период считается законченным, если

- ребенок с аппетитом ест

- быстро засыпает, вовремя просыпается

- играет.

Длительность адаптации зависит от уровня развития ребенка:

- если с ребенком систематически занимаются дома, то ребенок растет общительным и самостоятельным и период адаптации заканчивается за 10-12 дней

- если у ребенка слабо развита речь, низкий уровень самостоятельности, он не может обходиться без по мощи взрослых ни в игре, ни при кормлении, ни при укладывании на сон, то период адаптации будет проходить сложнее и может растянуться на месяц и более.



19 января 2017 в 11:23

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.